Дети после развода диагностика

Работа педагога-психолога с ребенком и семьей при разводе

Описаны этапы работы с ребенком и семье при разводе:

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

1.1. Цветовой тест М. Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.

Цель: выявление особенностей личности.

1.3. «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.

Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.

- знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка),

-знакомство с ребенком, установление контакта,

-диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап знакомство и установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка . На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «,Вот-вот, точно так же было и со мной, я испытывал (испытывала) то же самое!,»,

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние&hellip, При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность &mdash, основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Методика «,Дополните предложения»,

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4&mdash,10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2. Правовые аспекты проблемы развода

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «,Анна Каренина»,

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «,Я»,, семя, сеять, &mdash, это емкое слово многозначно.

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники &mdash, все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «,чужих»,* человека становятся единым целым &mdash, новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «,Х», семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети &mdash, они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно &mdash, в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «,Детство»,, в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще &mdash, всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!,

* в данном контексте чужой &mdash, пришедший из другого рода, не родственник.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

С кем остаются дети при разводе родителей?

К сожалению, при расторжении брачных отношений, больше всего страдают дети т.к. они теряют возможность находиться одновременно с обоими родителями и остаются с отцом или матерью. Но с кем чаще остаются дети после развода и отчего это зависит?

Согласно ст. 24 СК РФ при расторжении брачных отношений, супруги, если у них есть общие дети, не достигшие совершеннолетия, вправе предоставить в суд письменное соглашение. Соглашение должно содержать сведения о том, с кем (матерью или отцом) будет проживать ребенок, порядок общения со вторым родителем, а также как и в каком размере будут выплачиваться алименты на его содержание. Если же супруги не могут прийти к соглашению о том, с кем будет проживать их совместный ребенок, вопрос об этом подлежит рассмотрению районным или городским судом. Но, как показывает статистика, в большинстве случаев —, в 90, детей оставляют с матерью и лишь в 10 с отцом (чаще всего это мальчики, старше 10-12 лет).

Кроме того, ребенок может остаться проживать с отцом в следующих случаях:

  • Если родители ребенка совместно примут такое решение и закрепят его соответствующим соглашением.
  • В случае, если отец, действительно, хочет и может обеспечить ребенку, а мать нет.
  • Если мать ведет аморальный образ жизни (злоупотребляет алкоголем и/или наркотическими средствами) и не хочет работать.
  • Когда мать ребенка была признана недееспособной по решению суда.
  • В случае, если мать грубо обращается с ребенком.
  • Когда мать не может уделять достаточно внимания ребенку в силу того, что постоянно находится в разъездах.
  • Если мать не смогла воспитать чувство привязанности, в отличие от отца.

Важно учесть, что согласно ст. 57 СК РФ ребенок, который достиг 10-летнего возраста, имеет право в суде высказать свое аргументированное мнение с кем из родителей он хочет остаться. Кроме того, в судебном разбирательстве, касающемся определения места проживания детей, в обязательном порядке принимает участие представитель органа опеки, который, в свою очередь, предоставляет в процесс:

  1. Акт обследования условий проживания родителя, который хочет совместно проживать с ребенком.
  2. Заключение по существу спора т.е. вывод о том, с кем, по мнению уполномоченного органа, должен проживать ребенок, с учетом его мнения, отношений с родителями, материальных и жилищных условий.

По результатам рассмотрения, суд, с учетом всех вышеуказанных факторов выносит решение с кем оставить ребенка с отцом или матерью, которое, по истечении срока на обжалование вступает в силу.

Также необходимо знать, что, в независимости от того, с кем останется ребенок, оба родители обязаны:

  • материально содержать ребенка,
  • заботиться о его физическом, а также духовном развитии и здоровье,
  • осуществлять контроль над его воспитанием и образованием,
  • защищать его права и законные интересы.

Портал bukva-zakona.com обращает ваше внимание на то, что несоблюдение родительских обязанностей повлечет за собой лишение родительских прав, к тому же необходимость уплачивать алименты, в любом случае, останется.

Наилучший вариант при расторжении брака, это кода родители могут в добровольном порядке прийти к соглашению и оформить его в письменном виде это наименее травмирующий вариант как для самого ребенка, так и для обоих супругов. В соглашении, которое должны подписать оба родителя, указывается вся информация, касающаяся детей и самих родителей. Данное соглашение не требует обязательного заверения в нотариальной конторе, но стороны могут обратиться к нотариусу по собственной инициативе т.к. это будет являться подтверждением того, что оно было заключено сторонами, которые отдают отчет своим действиям и не находятся под давлением.

Важно учесть, что если ребенок не достиг возраста 1 года, то в одностороннем порядке его отцу откажут в расторжении брачных отношений, но если оба родителя хотят развестись, то это возможно также через суд.

В случае, если у родителей возникнет спор, касающийся того, с кем останется ребенок, то, вероятнее всего, его место проживания определят с матерью но при условии, что она обеспечивает ему надлежащий уход.

Также важно учесть, что при расторжении брачных отношений, мать ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста, имеет право получать алименты с бывшего мужа не только на содержание малыша, но и свое при условии, что она не вышла на работу. Кроме того, бывшая жена вправе получать алименты на себя и в некоторых других случаях:

  • Если она утратила трудоспособность в течение 1 года с момента расторжения брачных отношений,
  • Если совместный ребенок является инвалидом 1 группы и имеется соответствующее медицинское заключение, то она вправе требовать выплаты алиментов на бессрочной основе,
  • Когда она находится в состоянии беременности,
  • Если она осуществляет уход за ребенком, который является инвалидом, не достигшим совершеннолетия.

Дети после развода родителей

Развод является причиной возникновения большого количества проблем, которые придется решать бывшим супругам: проживание, воспитание и содержание общих детей. Одного из родителей лишают возможности жить вместе с детьми, но позволяют видеться и принимать участие в дальнейшем воспитании. Даже если все произошло без обид и серьезных ссор, остается обида. Как будут вести себя оставшиеся между папой и мамой дети?

Как родителям общаться с ребенком?

Родители обязаны разобраться в своих отношениях с малышом, продумать свое поведение таким образом, чтобы хоть немного смягчить получаемый им стресс. Все усилия следует направить так, чтобы минимально травмировать детей. Манера поведения разведенных родителей напрямую зависит от некоторых причин:

  • возраст ребенка,
  • взаимоотношения в семье до развода.

Оба родителя должны проводить с ребенком столько же времени, как раньше. Следует постоянно объяснять ему тот факт, что любовь папы и мамы не стала меньше. Быстро понимает чувство родительской вины ребенок после разводя родителей, психология его изменяется, он начинают пользоваться создавшимся положением.

Если ситуация выходит из-под контроля, нужно немедленно обратиться к специалисту по психологии.

Что думает кроха о разводе?

Дети реагируют на развод родителей по-разному в зависимости от пола. Девочки в силу своей более устойчивой жизненной позиции стараются скрывать собственные переживания. Проявлением реакции на расставание папы и мамы могут быть неожиданная депрессия либо сильная раздражительность. Ребенок стремится всеми возможными способами привлечь внимание обоих родителей, получить от них подтверждение в родительской любви.

Мальчики, наоборот, всеми силами стремятся провоцировать ссоры с родителями, их агрессивность постепенно возрастает, принимая различные формы:

Во избежание подобных проблем родителям необходимо тщательно обсудить сложившуюся ситуацию вместе с детьми, объяснить им все возникшие вопросы и помочь приспособиться к данной проблеме.

Когда рассказать о новом муже или жене?

От вероятного стресса ребенка может спасти надлежащее отношение живущего с ним родителя и других взрослых: бабушек, дедушек и других родственников. Поведение взрослого поколения, наглядно демонстрирующего уважение к обоим родителям, помогут ребенку сохранить уважение к ним. Если завести новую семью решил тот из родителей, с которым живет ребенок, следует проявить сдержанность и не спешить объявлять о новом папе или маме.

Необходимо постепенно добиться дружеских отношений между детьми и их будущими родственниками. Проще это сделать, если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Дети в любом возрасте чувствуют фальшивое отношение.

Одновременно они тянутся к тем, кто относится к ним с искренностью и неподдельной добротой. Новая семья должна окружить ребенка любовью и настоящей заботой.

Как не вырастить манипулятора?

Дети после развода родителей очень быстро понимают преимущества создавшегося положения и начинают манипулировать своими родителями, требуя для себя привилегий. Для того, чтобы этого не происходило, следует серьезно обсудить данную проблему и выработать единую тактику:

Если родители не придут к единому мнению по вопросам противоречий, из общего ребенка вырастет человек, который будет способен манипулировать другими людьми в своих целях.

При возникновении спорных ситуаций необходимо проводить переговоры, в которых будут принимать участие все члены бывшей семьи.

Рекомендации родителям

Не следует наказывать ребенка за проявление своего недовольства сложившейся ситуацией, необходимо поговорить с ним, добиться его понимания в том, что папа и мама до сих пор любят его.

Нужно почаще разговаривать с детьми, выслушивая их мнение без обсуждений, не навязывая свое.

Можно отвлекать детей спортивными играми, отдать их в спортивную секцию, придумать походы или просто почаще гулять. Хорошие результаты дает увлечение изобразительным искусством. Можно предлагать ребенку рисовать свою семью, расспрашивать о том, что изображено. Но не следует навязывать ему собственное мнение.

Заключение

После развода папа и мама живут раздельно, в обоих случаях рано или поздно образуются новые семьи. И в этих семьях могут быть еще дети. Нужно помнить, что родители все равно остаются родителями. Но при этом для мира и уюта в новой семье следует относиться к малышу от первого брака как к собственному, с любовью и нежностью.

Видео: Что чувствует ребенок после развода родителей?

Необходимо воспитывать детей от обоих браков одинаково, постоянно напоминая им, что они родственники и должны дружить. Ни в коем случае нельзя делить детей на своих и чужих. Если в новых семьях удастся прийти к консенсусу, отбросить личные причуды и ложную гордость дети будут обязательно счастливы.

Дети и развод. Что чувствует ребенок и как должны вести себя родители при разводе.

В школе, ребенок начинает баловаться и отставать в обучении. Меняется его отношение и к родителям, он начинает грубить, обманывать, провоцировать родителей на конфликт. К одному из родителей начинает испытывать ненависть, становится агрессивным и непокорным. Со вторым родителем становиться ласковым, добрым, привязывается к нему. Иногда бывает что агрессия ребенка распространяется на обоих родителей.

В возрасте 11-16 лет мальчик отдаляется от отца и больше начинается привязываться к матери. Поэтому появление партнера у мамы воспринимается сыном сильной ревностью и гневом. Девочки в этом возрасте начинают относится к матери с излишней критикой:Потолстела, за собой не следишь, понятно почему отец ушел от тебя к другой, более красивой и молодой. Бывают случаи, когда дочь начинает восхищается новой подругой отца.

Помогите ребенку с наименьшими потерями пережить эту ситуацию

Безоговорочным фактом является то что развод - сильная стрессовая ситуация для любого ребенка, в любом возрасте. Поговорите с ним. В момент развода нужно помочь ребенку пережить эту ситуацию с наименьшими потерями.

1. Сохраните или восстановите способность договариваться между собой.

2. Если возможно, установите нормальное общение с новым спутником вашего бывшего супруга.

3. Установите правило, никогда не говорить плохо о другом родителе в присутствии ребенка.

4. Больше двигайтесь вместе с ребенком, найдите какие нибудь занятия, больше общайтесь, путешествуйте. Спустя какое-то время эмоциональное состояние ребенка возвратится в норму.

1.При общении с ребенком не показывайте чувство вины на другого родителя.

2.Ваши встречи должны быть максимально организованными (приходить за ним и отводить обратно в одно и то же время, не пропускать дни встречи)

3.Когда ребенок бывает у вас дома, он должен придерживаться правил и распорядков, установленных в этом доме.

4.Не нужно злоупотреблять своим естественным желанием угодить своему ребенку, исполняя все его капризы. Договоритесь с ребенком о денежных вопросах, как, сколько и когда вы будете ему выдавать карманных денег и четко придерживайтесь достигнутых договоренностей.

5.Не забывайте: ваши воспитательные задачи не слишком существенно изменились, хотя вы и не живете теперь вместе с ребенком. Направьте ваши усилия не только на то, чтобы восполнить ребенку дефицит внимания. В ваших силах придать ему уверенность, поднять самоуважение. Дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на ваш совет и поддержку.

6.Бывает, что отношения с одним из родителей (обычно с отцом) разрываются навсегда - из-за отъезда, новой семьи или пьянства. Но этот вариант все-таки менее болезненный для ребенка, чем когда визиты просто становятся все реже и реже. В таких случаях некоторые специалисты советуют сразу оградить малыша от дальнейших встреч.

- В поведении вашего ребенка вновь могут появиться тревожные симптомы. Даже если вам казалось, что к этому моменту острота переживаний уже сгладилась. Постарайтесь понять чувства ребенка. Ведь теперь окончательно уходит надежда, что мама и папа еще будут вместе. Мало того, что он неизбежно теряет часть вашего внимания, - вместе с вашим новым партнером могут появиться и непрошеные братишки или сестрички. Все эти резкие перемены вызывают у него естественные чувства негодования и ревности.

Дети, пережившие когда-то развод родителей, могут испытывать проблемы и при устройстве собственной семейной жизни. Подумайте, как вы будете себя вести по отношению к противоположному полу и что будете говорить ребенку о его отце или матери после развода. Важно, чтобы у девочки не сложилось негативное отношение ко всем мужчинам. Общение с отцом необходимо ей в том числе и для формирования уверенности в своей привлекательности в глазах противоположного пола.

Как развод родителей влияет на девочек

Развод является обыденностью нашего времени. В каждой семье разные истории. В первую очередь, развод связан с невероятным стрессом для всех. Все без исключения члены семьи испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети.

Расставание с одним из родителей тяжело переживают дети обоего пола, но на психике это отражается по- разному. Выросшая без отца девочка рискует построить свою семейную жизнь по маминому образцу. Одной из причин этого является отсутствие в ее жизни примера гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Кроме того , если мама не скрывает от дочери своей обиды на отца и подробно рассказывает ей о своих претензиях к нему, то велика вероятность того, что в представлении девочки все мужчины будут мерзавцами. От этого появляется страх и недоверие к мужскому полу.

Поведенческие реакции девочек на ситуацию развода родителей:
  • неуверенность в себе,
  • истерики,
  • негативизм и упрямство.

Неуверенность в себе рождает робость, тревогу и страх в разговоре с взрослыми людьми и даже сверстниками, боязнь необычных ситуаций и новых знакомств. В школе ребенок может стать неуспешен, будет бояться проявлять инициативу, ему трудно будет формировать дружеские отношения с противоположным полом. Для девочки неуверенность в себе это страх в будущем повторения маминой судьбы, неумение построить гармоничные отношения.

Также может быть и обратная ситуация, когда дети изо всех сил стремятся привлечь к себе внимание с помощью истерик. «Купи мне это платье»,- просит двенадцатилетняя Катя. «Оно слишком дорогое, сейчас у нас нет денег»,- отвечает мать. Такую картину вы, наверно, видели не раз, а может быть, и сами переживали нечто подобное со своим ребенком. Поскольку развод является для ребенка сильнейшим стрессом, то в это период истерики могут происходить гораздо чаще, чем обычно, и провоцироваться даже незначительными поводами.

Негативизм и упрямство часто проявляется в игнорировании просьб и требований родителей. Такие дети делают все по-своему или «наоборот», как будто стараясь досадить взрослым. Все это не просто проявление упрямства, а осознанный или подсознательный протест.

Но в тоже время детский опыт переживания развода родителей может помочь девочке стать сильнее, осмотрительнее и самостоятельнее.

Несколько правил, помогающих разведенной маме в общении с дочерью:
  1. Говорите с ребенком о своих и его чувствах и переживаниях. Советуйтесь с ним разным семейным вопросам.
  2. Не критикуйте отца, каким бы он ни был, а учите дочку воспринимать мужчин такими какие они есть, с их силой и слабостью, не идиализируя, но и не умаляя мужских достоинств.
  3. Излишне не опекайте ребенка, но будьте к нему внимательны.
  4. Функции отца частично может выполнять другой мужчина, но из тех, кому вы полностью доверяете (дедушка, дядя, старший брат).

Развод родителей является наиболее болезненной ситуацией для ребенка вне зависимости от его возраста, и в этот период важна квалифицированная психологическая помощь и поддержка. Детский и подростковый психолог поможет справиться с трудностями в процессе и после развода.

Читать материалы на близкие темы:

Запишитесь на консультацию детского и подросткового психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

2011-2018 Центр Эмбер, г. Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделить с друзьями: