Египетское семейное право

Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

«20(21). Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом знамение для людей, которые размышляют!»

(Коран, сура «Румы» («Рум»), аят 20(21)).

Благополучие домашнего очага в Исламе ценится превыше всего, а посему всеми мусульманами придается весьма и весьма большое значение созданию крепкого и прочного брака.

положениями ал-Фикха. Большинство мазхабов рассматривают махр в качестве одного из важнейших последствий заключения брачного договора.

Итак, Ислам обязывает мужчину выплачивать каждой из своих жен приданное, остающееся в их собственности. Если, например, впоследствии брак будет сочтен неудачным, то жена сможет развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она вернет приданное. Ежели инициатором развода выступит муж, то жене позволяется сохранить в своей собственности полученное приданное. По этой причине многие женщины, опасающиеся за долговечность и прочность брачных уз, бывают весьма довольны щедрым приданным, оговоренным на предварительных условиях.

К сведению студентов!

Истинно исламское бракосочетание представляет собой весьма простой обряд, совершаемый иной раз и в отсутствие невесты, которая по своему желанию может послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии. Эта церемония заключается в чтении Корана и завершается обменом клятвенными заверениями в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Для проведения обряда не требуется специальное присутствие духовных особ, хотя довольно часто приглашается имам местной мечети. Брак затем регистрируется в отделе записи актов гражданского состояния.

9.2. Семейное законодательство в странах Арабского Востока

Государственных программ «Год молодёжи», «Год гармонично развитого поколения», соответствующих приказов Министерства высшего и среднего.

Министра обороны и Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан 412/151

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Национальный офис Темпус Узбекистана, Ферганский.

Карьера и Представительство Россотрудничества в Узбекистане. Выставка пройдет при поддержке Фонда Форума и Министерства высшего.

Министерства по делам культуры и спорта, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования.

Сдпу «Адолат» в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального.

Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования, а также другими организациями Республики.

Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 мая 1998 года n 203 Об организации общего среднего образования в Республике Узбекистан.

Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования

Министерства иностранных дел, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Британского Совета.

Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.

В VIII веке до нашей эры появился т. н. Кодекс Бакхариса (Бокенранфа). Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.

Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право

Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право

Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право

В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством , отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право

Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. шесть палат, главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами , существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался жрецом богини Истины и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

2. Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии патеси подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались сынками мужа авиации (или сынами человека), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась мушкену (вероятно производное от слова шукену - бить челом), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

9. Брачно-семейное и наследственное право

Женщина в семье занимала высокое положение. В источниках она именуется владычицей дома. Свое высокое положение женщина сохраняла в течение всей истории Древнего Египта. Однако начиная с V династии в египетской семье происходят перемены в сторону укрепления и расширения прав мужа. Женщина, занимая по-прежнему высокое положение, уже не признается равной своему мужу. Появляется полигамия мужчин, и каждый египтянин, если только он не принадлежит к сословию жрецов, имеет право взять в дом вторую жену. У зажиточных египтян появляются гаремы. Однако женщины, находившиеся в гареме египтянина, не считались его женами, а их потомство не признавалось членами его семьи.

Брак заключался при посредстве договора, причем женщина выступала в нем в качестве самостоятельной стороны и договаривалась от своего имени. Нет никаких указаний на совершение при этом каких-либо религиозных церемоний.

По брачному договору не только женщина сохраняла свое собственное имущество, но, кроме того, муж обязывался давать ей определенные суммы на ее расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на все имущество мужа. Иногда муж передавал жене все достояние семьи. Такой договор, однако, должен был поступать на утверждение визиря.

Совершенно свободным был в Древнем Египте развод. В случае развода жена получала обычно известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества.

Дети в Египте пользовались известной степенью самостоятельности. По крайней мере, они располагали своим собственным имуществом. Нет также указаний на то, чтобы девушки выдавались замуж их родителями.

На детях лежала обязанность кормить своих родителей. Обязательство это не требовало своего подтверждения договором. Однако иногда прибегали к договорам для того, чтобы уточнить объем этих обязательств. Родители также обязаны были поддерживать своих детей всеми своими средствами. Нередко они при жизни передавали детям все свое имущество.

Все дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями. Некоторое преимущество получал старший из детей, но на нем лежала обязанность произвести раздел между всеми наследниками, и добавочная доля была не чем иным, как вознаграждением за производство раздела. Дети умершего наследника делили поровну его долю. При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Имущество, выделенное для заупокойного культа, оставалось нераздельным по смерти родителей и продолжало служить и в дальнейшем своей цели.

Завещание было известно египетскому праву. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно размера долей и

относительно имущества, предназначаемого пережившему супругу. Он мог также установить по завещанию неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязанность совершать жертвы богам после его смерти.

Так как в завещании давалась опись имущества, то завещание именовалось imit per, что означает инвентарь. Завещание способствовало укреплению права старшинства при наследовании.

До V династии женщина могла завещать свое имущество самостоятельно, без участия мужа. Дети наследовали по закону не только отцу, но и матери, и родным с ее стороны.

9. Брачно-семейное и наследственное право

Женщина в семье занимала высокое положение. В источниках она именуется владычицей дома. Свое высокое положение женщина сохраняла в течение всей истории Древнего Египта. Однако начиная с V династии в египетской семье происходят перемены в сторону укрепления и расширения прав мужа. Женщина, занимая по-прежнему высокое положение, уже не признается равной своему мужу. Появляется полигамия мужчин, и каждый египтянин, если только он не принадлежит к сословию жрецов, имеет право взять в дом вторую жену. У зажиточных египтян появляются гаремы. Однако женщины, находившиеся в гареме египтянина, не считались его женами, а их потомство не признавалось членами его семьи.

Брак заключался при посредстве договора, причем женщина выступала в нем в качестве самостоятельной стороны и договаривалась от своего имени. Нет никаких указаний на совершение при этом каких-либо религиозных церемоний.

По брачному договору не только женщина сохраняла свое собственное имущество, но, кроме того, муж обязывался давать ей определенные суммы на ее расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на все имущество мужа. Иногда муж передавал жене все достояние семьи. Такой договор, однако, должен был поступать на утверждение визиря.

Совершенно свободным был в Древнем Египте развод. В случае развода жена получала обычно известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества.

Дети в Египте пользовались известной степенью самостоятельности. По крайней мере, они располагали своим собственным имуществом. Нет также указаний на то, чтобы девушки выдавались замуж их родителями.

На детях лежала обязанность кормить своих родителей. Обязательство это не требовало своего подтверждения договором. Однако иногда прибегали к договорам для того, чтобы уточнить объем этих обязательств. Родители также обязаны были поддерживать своих детей всеми своими средствами. Нередко они при жизни передавали детям все свое имущество.

Все дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями. Некоторое преимущество получал старший из детей, но на нем лежала обязанность произвести раздел между всеми наследниками, и добавочная доля была не чем иным, как вознаграждением за производство раздела. Дети умершего наследника делили поровну его долю. При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Имущество, выделенное для заупокойного культа, оставалось нераздельным по смерти родителей и продолжало служить и в дальнейшем своей цели.

Завещание было известно египетскому праву. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно размера долей и

Так как в завещании давалась опись имущества, то завещание именовалось imit per, что означает инвентарь. Завещание способствовало укреплению права старшинства при наследовании.

До V династии женщина могла завещать свое имущество самостоятельно, без участия мужа. Дети наследовали по закону не только отцу, но и матери, и родным с ее стороны.

Брачно-семейные отношения. Брак считался в Древнем Египте в большей степени явлением личной жизни индивидов и их семей, нежели общественным институтом

Брак считался в Древнем Египте в большей степени явлением личной жизни индивидов и их семей, нежели общественным институтом. По этой причине он не рассматривался сам по себе в качестве самостоятельного объекта правового регулирования, и брачно-семейного права как такового не существовало. Не имел древнеегипетский брак и религиозного характера: жрецы не участвовали при его заключении. Священный характер

браку придавало лишь заключение его в соответствии с вековыми обычаями.

Брак - союз М и Ж, создававшимся для ведения совместного хозяйства и рождения детей.

Брак был моногамным (искл для царей и вельмож). Брачно-семейные отношения регули-

ровались в большей степени местными обычаями, чем законами.

Договор определял правовой режим имушества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась передача жене всего имущества семьи.

одной из форм брака в древнеегипетском обществе того времени выступал конкубинат (сожительство мужчины и женщины без заключения брака (имелись наложницы)). Регулировался обычаем

Допускались браки между родственниками (по крайней мере в период династии Птолемеев)

Отношения между супругами: В Египте долго существовали пережитки матриархата, что сказывалось на относительно высоком положении женщины в семье. С течением времени, по мере укрепления прав мужчины, женщина утрачивает прежнее равенство. Не допускалось насилие и неверность с любой стороны.

Равноправие М и Ж в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, писать завещание. НО главной сферой приложения сил для египетской женщины была семья.

Семья со многими детьми идеал. Родители обязаны содержать всех детей как законнорождённых, так и нет. На детей возлагались расходы по захоронению родителей, ответственность следить за их могилами.

Развод считался нормальным явлением, но не одобрялся, существовал свободно для обеих сторон. (по причинам неверности или бесплодия)

Иногда перед бракосочетанием достигалось соглашение, в котором женщина перечисляла свои владения, чтобы сохранить их в случае развода

Наследование по закону(дети обоего пола. Обычно переходило старшему сыну. Нет детей жена единственная наследница) и завещанию (могло быть составлено как мужем, так и женой). Тот из детей, кому отец поручал ведать организацией его погребения и осуществлять последующие погребальные церемонии и обряды, по обычаю и становился главным наследником отцовского имущества.

право собственности на землю, полученную по наследству от отца, оформлялось документами.

Хозяйства : царские, храмовые и хоз-ва вельмож. Состояли из усадьбы и владений.

На характер правового регулирования земельных отношений большое влияние оказывала зависимость египетского земледелия от разливов Нила. Уровень воды в реке ежегодно варьировался: соответственно менялись размеры и качетво засеваемых зерновыми культурами полей. Это порождало частые и многочисленные споры между землевладельцами. Наиболее подходящим средством упорядочения земельных отношений становились обычаи и местные общинные объединения.

Должностные лица гос управления, получавшие земельные участки от монархов в качестве вознаграждения за службу не были свободны в распоряжении ими. Их вещные права оказывались привязанными к их должности. Ограниченный характер носило и распоряжение земельными участками, которые предоставлялись царями для возведения культовых сооружений храмов, пирамид и т.д

Обремененность прав на недвижимость личными, семейными, общинными, служебными обязательствами препятствовала развитию торговли земельными участками и домами.

НО, существуют сведения о случаях покупки и дарения земель писцами и жрецами.

В эпоху «Среднего царства» индивиды сдавали свои земельные участки в аренду - без всякого разрешения со стороны властей. Это означает, что вещные права получили к тому времени более определенное выражение, а правомочия индивидов по распоряжению землей приблизились к полномочиям собственника. Наиболее целесообразным сроком аренды считался один год от разлива до разлива Нила.фиксировалась плата за аренду и необходимо наличие свилетелей

Распространение арендных отношений стимулировало развитие индивидуальной собственности на земельные участки. Но больше всего этому способствовало становление в Древнем Египте системы налогообложения, привязанной к земельным участкам. Государственная власть была заинтересована в закреплении их за отдельными индивидами, поскольку это облегчало сбор налогов. Однако, с другой стороны, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие чеканки монет препятствовали широкому развитию практики торговли землей. Земельные участки чаще всего становились в этих условиях предметом не купли-продажи, а обмена.

В эпоху «Новейшего царства» сделки с землей стали все чаще удостоверяться в храмах. в эпоху «Новейшего царства» в египетском языке существовал уже и особый термин для обозначения покупки земли. Это означает, что продажи и покупки земельных участков стали вполне распространенным в древнеегипетском обществе явлением.

Право собственности не отличалось от владения, НО существовало право индивидуальной собственности.

Право Древнего Египта

1. Источники права в Древнем Египте:

  • первоначально - обычай,
  • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственн'ости и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров , известные в древнеегипетском праве:

  • договор займа,
  • договор найма,
  • договор купли-продажи,
  • договор аренды земли,
  • договор поклажи,
  • договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

  1. первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа,
  2. второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор,
  3. третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

  • посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи,
  • преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство,
  • преступления против личности - убийство, членовредительство,
  • имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание,
  • преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: