Государственная регистрация прав на земельные участки муниципальной собственности

Государственная регистрация прав на земельные участки муниципальной собственности

18. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права аренды на земельные участки

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права аренды на земельные участки, предоставленные государственным (муниципальным) предприятиям, или права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе для подтверждения ранее возникших прав на земельные участки

1. Заявление государственного (муниципального) унитарного предприятия о государственной регистрации договора аренды земельного участка или учреждения о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.

2. Документ об уплате государственной пошлины (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ).

Размер государственной пошлины 7 500 руб. (пп.20 п.1 ст. 333.33 федерального закона от 05.08.2000 117-ФЗ)

3. Нотариально удостоверенные копии учредительных документов государственного (муниципального) унитарного предприятия или учреждения (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ):

3.1. для государственного (муниципального) унитарного предприятия:

  • нотариально удостоверенная копия Устава,

3.2 для государственного (муниципального) учреждения:

  • решение органа государственной власти (местного самоуправления) Московской области (муниципального образования) о создании учреждения,
  • устав, утвержденный соответствующим органом государственной власти Московской области (местного самоуправления муниципального образования).

4. Нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ).

5. Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ).

6. Копия решения соответствующего органа государственной власти (местного самоуправления) Московской области (муниципального образования) о назначении руководителя (п.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ).

7. Оригинал нотариально удостоверенной доверенности, выданной юридическим лицом на регистрацию прав на земельный участок. Доверенность должна содержать сведения о местоположении, о площади, о кадастровом номере регистрируемого земельного участка. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность. (п.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ).

8. Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра), изготовленный в соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка от 10.04.2001 ГЗК-1-Т.О-04-01-01 и удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (п.1 ст. 17, п.4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ, п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2006). В случае если основанием для регистрации прав на земельный участок является нахождение на данном земельном участке объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении (оперативном управлении), данные объекты должны быть описаны в кадастровом плане земельного участка (формы В2, В3).

9. Нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания такого акта, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка государственному (муниципальному) унитарному предприятию или учреждению) либо документы, подтверждающие возникновение соответствующих прав на землю в случае регистрации ранее возникших прав на земельный участок или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

10. Нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества (документы о внесении в реестр собственности Московской области (муниципального образования), свидетельства о государственной регистрации прав хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты) либо документы, подтверждающие возникновение соответствующих прав на объекты недвижимости, технические паспорта БТИ, документы о внесении в реестр собственности Московской области (муниципального образования) в случае если на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственному (муниципальному) унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

11. Договор аренды земельного участка для регистрации права аренды государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Представление указанных в пунктах 6,7,8 документов не требуется, если указанные документы ранее уже представлялись на регистрацию и были помещены в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п.1, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ, п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2006).

Если регистрация прав государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений на земельные участки осуществляется одновременно с регистрацией права собственности Московской области (муниципального образования), указанный пакет документов подается одновременно с документов, необходимым для регистрации права собственности Московской области (муниципального образования).

Министерство имущественных отношений Московской области

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Регистрация права собственности на здание муниципальной собственности

Любое возникновение, переход и прекращение прав на недвижимое имущество (в том числе и на земельные участки) законодательство Российской Федерации связывает с обязательной процедурой государственной регистрации. Эта процедура юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимость.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 сентября 2000 года 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое возникает при разграничении государственной собственности на землю выступает Министерство имущественных отношений Российской Федерации или соответствующий территориальный орган Министерства. Таким образом, при регистрации права муниципальной собственности таким органом является территориальное подразделение Министерства имущественных отношений. Права собственника в отношении такого имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в ряде случаев, которые предусмотрены законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований и население непосредственно.

Утвержден перечень документов, которые необходимы для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Это:

Такая доверенность достаточно распространенный вид представительства в юридической практике. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверена. Обычно доверенность включает: место и срок действия доверенности, дата свершения (обязательный реквизит), исчерпывающую информацию о доверителе и представителе, описание полномочий, передаваемых по доверенности, подписи сторон. Доверителем и представителем в доверенности на регистрацию могут выступать и физические лица, и организации. Причем объем полномочий представителя определяет сам доверитель: об этом объеме указывается в доверенности. Так, к примеру, в качестве представителем собственника может выступать фирма, оказывающая услуги по государственной регистрации прав собственности.

Понятное дело, что при регистрации через доверенность пошлина за регистрацию права собственности оплачивается из денег доверителя! Иначе некрасиво как-то получатся!

Государственная регистрация прав на земельные участки.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки в соответствии с законодательством.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные Кодексом, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", (п. 1 ст. 25). Учитывая данное положение земельного законодательства, государственная регистрация прав на земельные участки имеет следующее значение.

Во-первых, только с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. Это утверждение основано на норме п. 2 ст. 8 ГК РФ, согласно которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В связи с тем, что Земельный кодекс РФ считает права на земельные участки подлежащими государственной регистрации, на них распространяется указанная норма. Данный вопрос имеет большое практическое значение, поскольку без государственной регистрации права на земельный участок (а в ряде случаев также и сделок с земельным участком) даже при наличии акта государственного или муниципального органа, договора или судебного решения, предоставляющего (устанавливающего, признающего) право на участок, отсутствуют юридические основания для осуществления субъектом, у которого должно возникнуть соответствующее право, вытекающих из него правомочий. Однако исключением из указанного правила являются те случаи, когда отсутствие необходимости в государственной регистрации соответствующего права (сделки) непосредственно следует из закона. Например, в силу п. 2 ст. 26 ЗК РФ не подлежат государственной регистрации договоры аренды (субаренды) земельных участков, заключенные на срок менее чем один год.

Во-вторых, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Данное правило, установленное ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",, по сути означает, что никакие иные юридические акты, включая решения органов власти, решения судов и т.д., не могут рассматриваться в качестве достаточного доказательства принадлежности тому или иному лицу соответствующего права на земельный участок. Они являются лишь основаниями для возникновения права на участок посредством его государственной регистрации.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что вышесказанное в полной мере применимо лишь к тем правам, которые возникли после введения в действие Федерального закона ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",, поскольку данный Закон признает юридически действительными права, возникшие до его вступления в силу (т.е. до 31 января 1998 г.), а также государственную регистрацию прав, которая осуществлялась в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до этого момента (ст. 6 Закона). Права на земельные участки, возникшие до 31 января 1998 г., подлежат государственной регистрации при государственной регистрации их перехода, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с земельным участком, а в остальных случаях лишь по желанию правообладателей.

В-третьих, зарегистрированное право на земельный участок может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 Федерального закона ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",). Данное правило фактически является одной из предусмотренных законодательством гарантий устойчивости зарегистрированного права на земельный участок. Оно означает, что при наличии у юридического или физического лица документов, свидетельствующих о произведенной регистрации его права на земельный участок, данное право может быть прекращено или признано недействительным лишь на основании судебного решения, а не в административном порядке.

В-четвертых, в соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми в соответствии с Федеральным законом ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",, т.е. в результате произведенной регистрации права. В соответствии со ст. 14 указанного Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на земельные участки удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (например, свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, свидетельством о государственной регистрации права собственности). Однако правоустанавливающие документы, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с Федеральным законом ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", (например, свидетельства о праве собственности на земельные участки, государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками), сохраняют свою юридическую силу (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ ",О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 ",О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства",).

Государственная регистрация прав на земельные участки муниципальной собственности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2006 г. N 404

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРИ РАЗГРАНИЧЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

1. Утвердить прилагаемый перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140 Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 10, ст. 1001),

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 32, ст. 3189),

пункт 60 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст. 3983),

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. N 705 О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4677).

от 30 июня 2006 г. N 404

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРИ РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.

«,Центр юридических правовых услуг», Все виды юридических услуг в Москве и Московской области

  1. Главная
  2. -
  3. Земельное право
  4. -
  5. Государственная регистрация прав собственности на землю

Государственная регистрация прав собственности на землю реализовывается на основе статей Гражданского кодекса РФ, норм общефедерального закона «,О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», и других нормативных актов учреждением юстиции по регистрации соответствующих прав.

Государственная регистрация прав представляет собой единственное доказательство наличия зарегистрированного права и, соответственно, дает обладателю право на осуществление законных действий с зарегистрированным объектом недвижимости (землей).

Под государственной регистрацией прав собственности подразумевается законное действие признания и заверения государством создания, ограничения, обращения или завершения прав на земельные участки в согласно с Гражданским кодексом РФ.

Процесс регистрации земли выражается в подаче заявления в регистрирующий орган, необходимых документов, контроль легитимности соглашения и достоверности документов, внесению записей в единый государственный реестр, выдаче документа, удостоверяющего право собственности на землю.

Общие правила к документам: документы на государственную регистрацию представляются в подлиннике либо надлежаще заверенной копией.

Перечень документов для регистрации прав собственности на землю :

  • обращение о государственной регистрации,
  • документ, который подтверждает заявителя,
  • доверенность, удостоверенная нотариально, если заявитель является поверенным,
  • для юридического лица обязательна выписка из учредительных документов, устав предприятия, удостоверение о государственной регистрации юридического лица,
  • документ о внесении оплаты за государственную регистрацию,
  • договор покупки,
  • акт приемки-передачи,
  • документы на отвод земельного участка,
  • сведения об учете земельного участка в земельной кадастровой палате, кадастровый план земельного участка,
  • правоустанавливающие документы,
  • прочие документы, необходимые для регистрации.

Порядок регистрации земли в собственность

Регистрации земли в собственность подразумевает под собой приобретении земли. В данной ситуации оформление проходит следующие основополагающие ступени: заключение сделки покупки земельного участка, осуществление оплаты, подписание сторонами акта приемки-передачи, уплата государственной пошлины.

Рассмотрим их более подробно. Порядок регистрации земли подразумевает прохождение необходимых этапов.

Прием органами юстиции документов, нужных для государственной регистрации права собственности на отведенный участок и произведение самой процедуры регистрации документов.

Юридическая проверка документов (имеющая целью удостоверить достоверность документов) и контроль законности сделки.

Один из этапов &ndash, выявление отсутствия разноречий между заявителями прав, а также отсутствия оснований для отклонения в государственной регистрации или ее приостановления.

Внесение самой записи в ЕГРП на участок при условии отсутствия оснований для отклонения государственной регистрации.

Совершение подписей на правоустанавливающих документах и выдача документа об осуществленной государственной регистрации прав.

Так государственная регистрация прав возникших на земельный участок подтверждается удостоверением о государственной регистрации прав.

При оформлении участка в собственность следует учитывать категории земельных участков, которые разделяются по видам разрешенного использования. При приобретении участка существенных различий не существует в плане его оформления, за исключением земель, подлежащих сельскохозяйственному назначению (здесь будет действовать преимущественное право покупки государством). Вид разрешенного использования и категория земли оказывают значительное влияние на некоторые важные грани, с оформлением участка в собственность, а точнее, возможность или невозможность его оформления.

Например, нельзя приобрести в собственность земли, изъятые из оборота (занятые государственными заповедниками, пребывающие в федеральной собственности, здания, в которых расположены для непрерывных действий Вооруженные Силы Российской Федерации).

То же касается и земельных участков, урезанных в обороте, поскольку земельным законодательством прямо установлено, что такие земли не могут предоставляться в собственность, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами.

Следует рассмотреть и еще один вопрос, какими бывают обременения земли?

Кроме факта принадлежности земли продавцу участка, следует помнить наличие обременений: сервитут, ипотека, аренда, арест имущества, концессионное соглашение, доверительное управление.

Споры с недвижимостью

Защита прав потребителей

©, 2013 Центр юридических правовых услуг

Понравилась статья? Поделить с друзьями: