Гражданское право усыновление детей иностранными гражданами

УСЫНОВЛЕНИЕ И УДОЧЕРЕНИЕ РОССИИСКИХ ДЕТЕИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

канд. юрид. наук, доцент

С.В. Щелкунов, студент

Юго-Западный государственный университет г. Курск

Проблема детской безнадзорности на сегодняшний день имеет глобальный характер.

Так как Российская Федерация является субъектом международного права, в Конвенцию о правах ребенка включила положения, посвященные уходу за сиротами, беспризорными детьми, лишенными собственной семьи по тем или иным обстоятельствам. Согласно ч. 2 статьи 20 Конвенции о правах ребенка, государства, ратифицировавшие этот договор, обязаны в силу своего внутреннего закона обеспечить уход за детьми. Такой уход может подразумевать и усыновление (удочерение) детей. В практике усыновления (удочерения) ребенка важным является факт принадлежности ребенка к какой-либо национальности, его физическое и психическое состояние, культурное развитие и многое другое. Однако перед тем, как затрагивать непосредственно проблемы усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами в РФ, нужно дать определение этому понятию.

В российском законодательстве содержится термины «усыновление», который, в свою очередь, обозначает и «удочерение». Данное объединение терминов было сделано для удобства. Усыновление (удочерение) можно определить как «юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми» 5. С. 43. Его ключевая задача заключается в замене биологических родителей приемными ребенку.

В последнее время с ростом увеличения мобильности граждан, как российских, так и иностранных набирает популярность усыновление детей иностранными гражданами. Защита и поддержка детей отразилась в международных актах, конвенциях. Исходя из того, что в семейных отношениях появляется иностранный элемент, в национальном семейном праве имеются коллизии, которые позволяют в случае споров выбирать право чьего государства применять. Унификация норм права помогает решать спорные моменты, но РФ не является участницей Европейской конвенцией об усыновлении детей 1967 г. В связи с этим и существуют проблемы в некоторых аспектах. Термин «иностранный элемент» закреплён в статье 1186 ГК РФ. Данная статья устанавливает, что все гражданско-правовые отношения с участием иностранного элемента регулируются международными договорами, которые ратифицировала Россия. Исходя из того, что Конституция РФ в приоритет ставит международные акты, в случае отсутствия таковых документов, возникает вопрос: право какой страны применять для усыновления ребенка? На практике возможны различные варианты развития событий.

«Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Несмотря на то, что в СК РФ отсутствует понятие «иностранный элемент», характеризуя нормы, да и название раздела, можно сделать вывод о том, что его можно использовать при рассмотрении спорных ситуаций.

При процедуре усыновления как уже говорилось выше есть субъекты: во-первых, это усыновители (которые и являются иностранным элементом), во-вторых, усыновляемые (несовершеннолетние граждане РФ). К усыновителям закон предъявляет ряд требований, при выполнении которых и появляется право забрать ребенка. Анализируя закон, можно сделать вывод, что усыновление должно происходить только в интересах ребенка. Практика показывает, что под интересами ребенка понимаются не только создание домашней обстановки, материального достатка и психологической стабильности, но для некоторых детей усыновление является возможностью вылечить болезни, которые в силу отсутствия навыков и средств медицины не поддается лечению в России. Весьма серьезным моментом является то, что процедура усыновления иностранным гражданином производится судом в особом порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (Подразделом IV ГПК гл. 29, ст. 269 - 275, в котором нашли законодательное закрепление некоторые особенности, касающиеся порядка усыновления российских детей иностранными гражданами). Также в ст.273 ГПК указывается, что заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с личным участием опекунов, органов опеки и попечительства, прокурора. Несколько лет назад, после ряда ужасных событий, произошедших в США, уполномоченный по правам ребенка П.А. Астахов распорядился принять ряд мер, связанных на ограничение или полный запрет усыновления российских детей американскими семьями.

Один из первых печальных случаев произошел в штате Мэриленд. Семейной паре предъявлено обвинение в убийстве приемного сына - 8-летнего Дениса Урицкого. Сейчас супруги Мэримен - на свободе под залогом. Брат и сестры погибшего мальчика находятся на попечении американских социальных служб. Второй инцидент произошел в конце января 2013 года в пригороде провинциального техасского городка Одесса скоропостижно скончался трехлетний Макс Алан Шатто. Еще за несколько месяцев до своей смерти он носил имя Максим Кузьмин. В России его гибель стала поводом для очередного витка кампании против усыновления детей иностранцами. В Америке обвинения в насилии над приемными детьми вызвали, по меньшей мере, недоумение. Стоит учитывать тот факт, что не только в США происходят такие печальные случаи, однако по статистике (рис. 2) за 2013 г. большинство усыновленных детей находятся в США.

В заключение стоит отметить, что необходимо более тщательно проверять иностранных граждан на гарантию того, что межгосударственное усыновление осуществляется в интересах ребенка и никак не затрагивает интересы усыновителей. Также необходимо унифицировать международные акты и нормы, касающиеся семейного права, что приведет к общим нормативным источникам и минимизации коллизий. Положительным моментом нужно сделать правовую и фактическую поддержку российских детей за территорией России. 64 65 66 67 68

Усыновление иностранцами детей российских граждан

1Постановление 9 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 «О применении судами законодательства дел об установлении усыновления»//БВСРФ, 1997, С.6.

1 Кустова. В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве// Журнал российского права, 2002, 7, С.81.

1Петухов. А. Хотим усыновить ребенка//Человек и закон. 2001, 6,С. 45.

1 Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации//под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина, М., «Норма», 1999.

1Дзугаева. А.З. Усыновление детей в РФ//Юридический мир, 1997,8, С.44.

1 Косова. О. Особенности международного усыновления// Законность, 2001, 1, С.16.

1 Нечаева. А.М. Охрана детей сирот в России. История и современность. М., «Юридическая литература», 1994, С.54.

1 Семейное законодательство/под ред. С.А.Подзорова, М., 2003, с.29.

1 Невинная Н. Усыновляем по правилам: комментарии к документам об усыновлении детей//Российская газета, 13 апреля 2000, с.4.

1 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 46, с. 4532.

1 Ст.39. ФЗ РФ от 15 ноября 1997, 143 «Об актах гражданского состояния»//Российская газета, 20 ноября 1997.

1 Беспалов. Ю. Причинитель вреда несовершеннолетний//Российская юстиция,1996, 10, С.20.

2 Нечаева. А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 2000,С.159.

1 Комментарий к Семейному кодексу РФ/под ред. И.М. Кузнецовой. М., «БЕК»,1996.

1 Пчелинцева. Л.М. Семейное право России. М., «Норма», 2000, С.272.

1 Парашутин.В, Львова. Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления?//Российская юстиция, 1999,3, С.22.

1 Чучеев.А. Нарушение тайны усыновления//Законность,2002,3, С.17.

1Птицына. Т. Доходные дети. Усыновление российских сирот иностранцами//Юридический вестник, 1998, 1, с.11.

1 Осколова. О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского союза. М., «Юридическая литература», 1995. с.17.

2 Семиитова. Л.В. Чужие дети станут родными//Закон, 2004, 4, с. 75.

1Косова.О. Усыновление иностранными гражданами//Закон,2004,4, с.79.

1Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 275// «Собрание Законодательства РФ», 1996, 19, Ст. 2304.

2 Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000, 267// «Собрание Законодательства РФ», 2000, 14, Ст. 1500.

1 Дюжева. О. Проблемы законодательства о международном усыновлении//Государство и право, 1995, 6, С.45.

1 Беспалов. Ю. Судебная защита семейных прав и интересов//Российская юстиция, 1996, 12, С.52.

1 Нечаева. А. Исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей//Российская юстиция, 1998. 5, С.36.

1 Беспалов. Ю. Защита прав несовершеннолетних//Российская юстиция, 1997,1, С.24.

1 Беспалов. Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка//Российская юстиция, 1997,3, С.29.

2 Постатейный научно практический комментарий Семейного кодекса РФ/под ред. Эрделевского. А.М. М., «БЕК».2001, С. 29.

1 Арутян. Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации//Гражданин и право, 2002, 3, С.12.

2 Самородская. Е.Л. Взыскание алиментов. М., «Приор», 1999, С.19.

Защита прав и интересов детей граждан россии при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный социальный университет

На правах рукописи

АБРАМОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ГРАЖДАН РОССИИ ПРИ ИХ

УСЫНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ

ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.03 гражданское право, предпринимательское

право, семейное право, международное частное право

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

доктор юридических наук,

профессор Рабец А.М.

Актуальность темы исследования: Признание в Российской

Федерации прав человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 Конституции) относится к

основополагающим принципам деятельности нашего государства. В число

обладателей конституционных прав входят и несовершеннолетние, чье право

на жизнь и воспитание в семье закреплено п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ

(далее - СК РФ). Наличие в действующем СК РФ норм, закрепляющих права

ребенка, в том числе право на жизнь и воспитание в семье, свидетельствует о

выполнении нашим государством взятых на себя международных

обязательств при присоединении к Конвенции ООН «О правах ребенка» и

отражает два важнейших конституционных положения: во-первых,

конкретизирует принцип государственной охраны, защиты и поддержки

семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленный в ст.ст. 7 и 38, во-

вторых, отражает принцип приоритета в правовой системе РФ

международных договоров (ч. 4 ст. 15). Поэтому, несмотря на отсутствие в

Конституции РФ прямого закрепления правового статуса ребенка, в том

числе его права на жизнь и воспитание в семье, можно утверждать, что оно

имеет вполне надежную конституционную основу. Ребенок в РФ имеет право

жить и воспитываться, прежде всего, в родной семье. Однако в тех случаях,

когда он не имеет такой возможности, это право может быть реализовано

путем его устройства, насколько это возможно, на воспитание в

замещающую семью. В современной России подобные ситуации стали едва

ли не обычным явлением. Число несовершеннолетних детей, оставшихся без

попечения родителей, вне семьи, постоянно растет. Если в 1997 г. их было

выявлено 105 534, то в 2005 г. эта цифра увеличилась до 133 034.1 Налицо

ярко выраженная тенденция численного роста несовершеннолетних граждан

нашей страны, права которых нуждаются в правовой защите. Вот почему так

1 Вестник образования, 2006. 18.- с. 49

(конституционных) гарантий обеспечения прав ребенка.

Одним из действенных способов укрепления гарантий прав детей,

лишившихся семьи, является их устройство в семью, заменяющую кровную,

желательно в семью российских граждан. В современной же России

наблюдается тенденция к росту усыновлений ребенка российского

гражданина иностранцами. Так усыновление иностранцами составило в 2005

г. 48 от общего числа усыновлений, тогда как российскими гражданами

усыновлено немного больше 522.

экономическое положение населения в современной России делает

невозможным принятие на воспитание в свою семью детей даже бездетными

семьями, тем более их усыновление. Во-вторых, в течение десятилетий

существовали нормативные акты, устанавливающие абсолютные и

относительные противопоказания к усыновлению больных детей, что

способствовало формированию у российских граждан желания усыновлять

только здоровых детей, преимущественно младенческого возраста, в то

время как у иностранных граждан такого психологического барьера не

сформировалось, а потому многие из них усыновляют и в дальнейшем лечат

и реабилитируют детей-инвалидов. Поэтому общество, в известной мере,

заинтересовано в развитии международного усыновления, чтобы создать

российским детям нормальные условия для их воспитания и развития, что в

условиях современной России нередко весьма затруднительно.

представителей юридической науки, не может не волновать информация о

жестоком обращении с российскими детьми в семьях усыновителей, о

причинении тяжкого вреда здоровью и даже об их гибели. Представители

юридических наук, особенно семейного права и гражданского процесса,

ищут и предлагают законодателю такие правовые средства, которые при

Усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь производится по их

Усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь производится по их заявлению областными судами по месту жительства ( нахождения) усыновляемого ребенка, а в городе Минске - Минским городским судом. Статья 122. Порядок усыновления ребенка.

Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а по делам о Международном усыновлении - также с участием Национального центра усыновления.

Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также порядок и сроки осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь определяются республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами образования.

Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления.

установленном частями третьей-шестой статьи 117 настоящего Кодекса

Учет лиц, желающих усыновить детей, в том числе иностранных граждан и лиц

без гражданства, осуществляется органами опеки и попечительства и Национальным

центром усыновления. Статья 130. Согласие ребенка на усыновление

Для усыновления ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие: Согласие ребенка на усыновление выявляется органом опеки и попечительства,

консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного

Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого.

Статья 131. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супругана усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.

27. Усыновление иностранцами детей российских граждан

Усыновление (удочерение) детей - один из институтов семейного права, юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между детьми и родителями.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка при усыновлении ребенка в другой стране в целях защиты его законных прав и интересов необходимо применять такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны (п. «с» ст. 21 Конвенции о правах ребенка). Если в результате усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, оно не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Речь идет, и в первую очередь, о правовых последствиях усыновления, которые по законодательству государства гражданства усыновителей отличаются от предусмотренных российским законодательством в худшую для ребенка сторону. Это может выражаться в ущемлении некоторых прав ребенка (например, наследственных), так как не во всех государствах усыновлённый ребенок наделяется такими же правами по отношению к усыновителям и их родственникам, какими обладают родные дети. Если права усыновленного ребенка значительно ограничиваются по законодательству государства, гражданами которого являются усыновители, то российский суд должен отказать и удовлетворении заявления усыновителей об установлении усыновления ребенка, а произведение усыновление при таких же обстоятельствах подлежит отмене.

Желающие принять детей на воспитание в свои семьи вправе обратиться за информацией об оставшихся без попечения родителей детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.

Усыновитель должен представить документы, свидетельствующие о его праве на усыновление в соответствии с законодательством государства, гражданином которого он является.

При решении вопроса об усыновлении органы опеки и попечительства учитывают этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Усыновление российского гражданина за границей производится консулом по российским законам.

В связи с этим возникает вопрос о том, в каких случаях усыновление, произведенное за границей в соответствии с действующими там законами, может быть признано в РФ.

Усыновление ребенка российского гражданина, проживающего за границей, которое произведено в органах государства, на территории которого проживает ребенок, признается действительным в РФ при условии, что было предварительно получено разрешение на такое усыновление от уполномоченного на то органа. Таким образом, для признания усыновления необходимо соблюдение разрешительного порядка, установленного для случаев усыновления российских детей иностранцами.

В отношениях между другими странами действуют следующие правила договоров о правовой помощи: 1) усыновление или его отмена производятся по законам того государства, гражданином которого является усыновитель, 2) дела об усыновлении относятся к юрисдикции органов государства, гражданином которого является усыновитель, 3) при разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо получить разрешение компетентного органа государства, гражданином которого является усыновляемый.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Защита прав и интересов детей граждан россии при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный социальный университет

На правах рукописи

АБРАМОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ГРАЖДАН РОССИИ ПРИ ИХ

УСЫНОВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ

ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.03 гражданское право, предпринимательское

право, семейное право, международное частное право

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

доктор юридических наук,

профессор Рабец А.М.

Актуальность темы исследования: Признание в Российской

Федерации прав человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 Конституции) относится к

основополагающим принципам деятельности нашего государства. В число

обладателей конституционных прав входят и несовершеннолетние, чье право

на жизнь и воспитание в семье закреплено п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ

(далее - СК РФ). Наличие в действующем СК РФ норм, закрепляющих права

ребенка, в том числе право на жизнь и воспитание в семье, свидетельствует о

выполнении нашим государством взятых на себя международных

обязательств при присоединении к Конвенции ООН «О правах ребенка» и

отражает два важнейших конституционных положения: во-первых,

конкретизирует принцип государственной охраны, защиты и поддержки

семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленный в ст.ст. 7 и 38, во-

вторых, отражает принцип приоритета в правовой системе РФ

международных договоров (ч. 4 ст. 15). Поэтому, несмотря на отсутствие в

Конституции РФ прямого закрепления правового статуса ребенка, в том

числе его права на жизнь и воспитание в семье, можно утверждать, что оно

имеет вполне надежную конституционную основу. Ребенок в РФ имеет право

жить и воспитываться, прежде всего, в родной семье. Однако в тех случаях,

когда он не имеет такой возможности, это право может быть реализовано

путем его устройства, насколько это возможно, на воспитание в

замещающую семью. В современной России подобные ситуации стали едва

ли не обычным явлением. Число несовершеннолетних детей, оставшихся без

попечения родителей, вне семьи, постоянно растет. Если в 1997 г. их было

выявлено 105 534, то в 2005 г. эта цифра увеличилась до 133 034.1 Налицо

ярко выраженная тенденция численного роста несовершеннолетних граждан

нашей страны, права которых нуждаются в правовой защите. Вот почему так

1 Вестник образования, 2006. 18.- с. 49

(конституционных) гарантий обеспечения прав ребенка.

Одним из действенных способов укрепления гарантий прав детей,

лишившихся семьи, является их устройство в семью, заменяющую кровную,

желательно в семью российских граждан. В современной же России

наблюдается тенденция к росту усыновлений ребенка российского

гражданина иностранцами. Так усыновление иностранцами составило в 2005

г. 48 от общего числа усыновлений, тогда как российскими гражданами

усыновлено немного больше 522.

экономическое положение населения в современной России делает

невозможным принятие на воспитание в свою семью детей даже бездетными

семьями, тем более их усыновление. Во-вторых, в течение десятилетий

существовали нормативные акты, устанавливающие абсолютные и

относительные противопоказания к усыновлению больных детей, что

способствовало формированию у российских граждан желания усыновлять

только здоровых детей, преимущественно младенческого возраста, в то

время как у иностранных граждан такого психологического барьера не

сформировалось, а потому многие из них усыновляют и в дальнейшем лечат

и реабилитируют детей-инвалидов. Поэтому общество, в известной мере,

заинтересовано в развитии международного усыновления, чтобы создать

российским детям нормальные условия для их воспитания и развития, что в

условиях современной России нередко весьма затруднительно.

представителей юридической науки, не может не волновать информация о

жестоком обращении с российскими детьми в семьях усыновителей, о

причинении тяжкого вреда здоровью и даже об их гибели. Представители

юридических наук, особенно семейного права и гражданского процесса,

ищут и предлагают законодателю такие правовые средства, которые при

Понравилась статья? Поделить с друзьями: