Источники семейного права древнего рима

Вопрос 20 Брачно-семейное право в Риме

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови когнатское родство.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

В более зрелые, цивилизованные времена отцовская власть ослабевает, взрослые члены семьи получают определенную самостоятельность. Однако зависимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия (военного и гражданского), каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе.

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было, мужчина в браке имел явный приоритет.

Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак). Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа (или домовладыки, находясь на положении его дочери) и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака, 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки 12 лет), 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке, 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще, развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.).

Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным.

5. Семейное право

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками агнатами.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

В более зрелые, цивилизованные времена отцовская власть ослабевает, взрослые члены семьи получают определенную самостоятельность. Однако зависимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия (военного и гражданского), каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе.

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было, мужчина в браке имел явный приоритет.

Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак). Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа (или домовладыки, находясь на положении его дочери) и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака, 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки 12 лет), 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке, 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще, развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.).

Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным.

Эволюция семейного права в Древнем Риме. Брак, семья, права главы семейства

Римская семья данного периода была патриархальна. От отца зависело, сохранить ли жизнь новорожденному, ибо он мог быть убит по причине уродства. Мог продавать детей в рабство. Сыновья становились самостоятельными в случае смерти отца (после 3х кратной продажи их отцом в рабство).

Брачные союзы заключались по воле родителей, а законы ограничивали эту волю 3-мя условиями: 1) Достижение брачного возраста (Ж-12 лет, М-14 лет) 2) Принадлежность жениха и невесты патрицианским родам(до 44 г до н.э.) 3) Отсутствие близкого кровного родства.

Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti). Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определенную имущественную самостоятельность, получала некоторые права в отношении детей. Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них.

На общем фоне кризиса римского рабовладельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат - неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть не- гативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей.

В связи с участившимися разводами, задевавшими интересы и богатых римских семей, были введены новые прави- ла, касающиеся приданого, с тем, чтобы гарантировать положение состоятельных римлянок, часто становившихся жертвами в браках, в которые мужчины вступали исключи- тельно из корысти. Хотя приданое по-прежнему считалось собственностью мужа, последний должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода. Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов).

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматривать- ся в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия земледелием, ремеслом или торговлей. Юридически собственником пекулия и всего того, что было приобретено сыном, считался отец. Но фактически пекулий все более обосабливался, особенно когда речь шла о земельном участке, выделенном сыну в связи с его поступлением на военную службу. Практически сын получал такую землю в собственность, мог оставить ее своим наследникам и даже вступать по поводу данного имущества в сделки со своим отцом.

Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин.

Брачно-семейное право в период древности

Курсовой проект - Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету Юриспруденция, право, государство

1. Пожалуйста введите слова с картинки:

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

.1 Источники права в государствах античного мира

.2 Брак и семья по Законам XII таблиц

.3 Брачно-семейное право Древней Греции

ГЛАВА 2. ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

.1 Источники права Древней Индии

.2 Брачно-семейные отношения Древней Индии

ГЛАВА 3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ

.1 Источники права

.2 Брачно-семейное регулирование в Древней Месопотамии

Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Однако типы брака и семьи в древнейших цивилизациях различны. Чтобы понять различие брачно-семейного института, необходимо изучить особенности брачно-семейных отношений в древнем мире, источники права этих государств, на основе которых и были построены брачные институты, чем и обусловлена актуальность темы.

Рассмотреть особенности брачно-семейного права государств древнего мира.

Исходя их цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:

- изучить источники права в государствах античного мира,

дать сравнительную характеристику брачно-семейного права Древней Греции и Древнего Рима,

изучить источники права Древней Индии и древних государств Месопотамии,

проанализировать и охарактеризовать особенности брачно-семейных отношений в Древней Месопотамии и Древней Индии.

Объектом работы являются источники права и брачно-семейное право государств Древнего мира.

Предмет - государства: право Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии и Месопотамии.

Теоретико-методологическая основа. Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования отечественных и зарубежных авторов и ученых-историков.

Методологической основой настоящей курсовой работы является общенаучная методология и вытекающие из нее частнонаучные методы познания: логический, системный, метод сравнения и анализа и т.д. При работе использовались методы анализа источников: выявление, отбор, критика содержания источника.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Главы содержат, первая - три параграфа, вторая и третья по два параграфа.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ РИМСКОЕ ПРАВО

.1 Источники права в государствах античного мира

право античный родство брак

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу ",закрытого общества",. Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приводило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.

Источники афинского права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает &

Тема 3. Семейное право в Древнем Риме

Вопросы для обсуждения:

1. Основные черты семейного права Древнего Рима

2. Условия и порядок заключения и расторжения древнеримского брака

3. Имущественные отношения между супругами

4. Правовые отношения между родителями и детьми в Древнем Риме

5. Правовые отношения по поводу опеки и попечительства

Термины к изучению:

Donatio propter nuptias, dos, paterfamilias, manus, patria potestas, sui juris, alieni juris, concubinum, adoptio, gens, matrimonium iustum, consilium domesticum, contubernium, curator.

Тема 4. Римское вещное право. Содержание права частной собственности, сервитуты, эмфитевзис и суперфиций

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие вещи, их виды.

2. Понятие и классификация вещных прав в Древнем Риме.

3. Содержание института владения.

4. Способы защиты владения в римском праве.

5. Право собственности в римском законодательстве.

6. Право на чужие вещи в римском законодательстве.

Термины к изучению:

Res corporales, incorporales, res mancipi, res nex mancipi, res in patrimonio, res extra patrimonium, posessio, apprehensio, servitus, superficies, emphiteuticum, communio, dominium, in iure sessio, superficies solo cedit, traditio, usus fructus.

Тема 5. Римское обязательственное право

Вопросы для обсуждения:

1. Общая природа обязательств в римском праве. Источники обязательств.

2. Стороны в обязательстве и замена лиц в обязательстве (новация, цессия).

3. Понятие и виды договора. Контракты и пакты.

4. Условия действительности договора, его содержание.

5. Место и время исполнения обязательств. Просрочка.

6. Прекращение обязательств в римском праве.

7. Гарантии обязательств в римском законодательстве. Неисполнение обязательств.

Термины к изучению:

Res corporales, incorporales, res mancipi, res nex mancipi, res in patrimonio, res extra patrimonium, posessio, apprehensio, servitus, superficies, emphiteuticum, communio, dominium, in iure sessio, superficies solo cedit, traditio, usus fructus.

Тема 6. Защита прав в Древнем Риме. Иски

Вопросы для обсуждения:

1. Общие понятия. Развитие института защиты прав.

2. Legis actiones (иски по закону). Исполнительные legis actions.

3. Процесс «per formulas» («no формуле»). Cognitiones extra ordinem (экстраординарное дознание).

4. Процедура extra ordinem.

Термины к изучению:

Actio civilis in factum, actio contraria, actio de peculio, actio empti, actio ex stipulatu, actio ficticia, actio in personam, actio in rem, actio noxalis, addictus, adpromissio, arrha, cautio, condicio, dare actionem, fiducia, mora, recepta, tempus.

Дата добавления: 2018-10-13 , просмотров: 27 Нарушение авторских прав

Семейное право в Риме

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрос-лые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог зани-мать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

В более зрелые, цивилизованные времена отцовская власть ослабевает, взрослые члены семьи получают определенную самостоятельность. Однако за-висимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия (военного и гражданского), каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе.

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супру-гов в браке не было, мужчина в браке имел явный приоритет.

Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак). Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа (или домовладыки, находясь на положении его дочери) и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака, 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки 12 лет), 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом бра-ке, 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения со-гласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для уста-новления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) раз-водом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному со-гласию супругов запрещался вообще, развод по одностороннему заявлению од-ного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к полово-му сожительству и т.д.).

Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: