Изъятие части земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Изъятие части земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Вопрос: О порядке изъятия земельного участка, в том числе части земельного участка, для государственных или муниципальных нужд.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июля 2011 г. N ОГ-Д23-541

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу порядка изъятия земельного участка и сообщает.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В соответствии с указанной статьей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса, в том числе для размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

В соответствии с Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.05.2010 N 14-3738-ГЕ решение об изъятии части земельного участка для государственных нужд может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве обременения всего земельного участка при условии внесения сведений о части земельного участка в государственный кадастр недвижимости, однако часть земельного участка не может являться предметом соглашения о выкупе.

Таким образом, в случае необходимости изъятия части земельного участка требуется проведение работ по образованию новых земельных участков в соответствии с гл. I.1 Земельного кодекса.

Согласно п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Сторона, несущая расходы, связанные с выполнением работ по формированию земельных участков, в указанном случае устанавливается определением суда. В то же время отмечаем, что в случае выполнения работ по формированию земельного участка за счет собственника земельного участка указанные расходы должны быть отнесены к убыткам собственника, подлежащим возмещению при изъятии земельного участка.

Также отмечаем, что согласно ст. 11.5 Земельного кодекса выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности, по заявлению участника долевой собственности. Таким образом, при необходимости изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится раздел указанного земельного участка.

Необходимо также отметить, что раздел земельного участка осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения.

Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.

Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.

Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим обидчикам с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок,

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2018-2018 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

При наличии определенного решения органы гос. власти имеют право осуществить изъятие земельного участка у его собственника. Необходимо серьезно и основательно подойти к изучению этого вопроса, так как эта норма закона может коснуться любого владельца земли.

Закон об изъятии ускоренном земельных участков

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственника происходит согласно решению Правительством РФ и устанавливается нормами Федерального законодательства.

В статье 49 ЗК РФ законодательно определены основания для реквизирования земельных участков. Конфискация предусмотрена ст. 50 ЗК РФ. Порядок реквизирования подробно описан в ст. 279 Гражданского Кодекса РФ.

Основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у собственника принимается органом гос. власти.

Изъятие участка может произойти по ряду причин:

  • решение о строительстве дорог, военных или стратегических объектов, космических сооружений и т.д.,
  • исполнение крупномасштабных международных договоров РФ,
  • создание заповедника особо охраняемой природной зоны,
  • лицензированное пользование недрами РФ,
  • основания, которые могут осуществляться по предусмотренным нормам законодательства.

Порядок изъятия

Постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка

посредством выкупа выносится уполномоченным органом испол. власти и действует на территории, принадлежащей выбранному субъекту РФ. После реквизирования земли у собственника право обладания ей моментально теряется или прекращается активный период действия договорных отношений, касающихся аренды.

Обладатель земли и наделенный полномочиями орган гос. власти заключают между собой соглашение о конфискации. Подготовка соглашения осуществляется органом гос. власти.

Образец соглашения

Соглашение должно содержать следующие правовые аспекты:

  • размер выплаты за реквизирование земельного пространства,
  • период, в течение которого будет проведена процедура истребования,
  • реквизиты вынесенного решения о конфискации,
  • цель реквизирования,
  • номера кадастровые на занятую территорию.

В соглашении о реквизировании у собственника земли может быть предусмотрен случай предоставления бывшему владельцу аналогичного «куска земли» с принятой к учету стоимости такой зоны или прав на него.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

При возникновении спорных ситуаций, когда обладатель земельного участка категорически отказывается заключать соглашение об изъятии или не реагирует на вынесенное государственным органом решение, то гос. орган имеет право на принудительную конфискацию владений, а также может добиться истребования по судебному решению. Суд обязан предусмотреть в решении такие условия, как срок и размер возмещения.

Возмещение убытков при принудительном изъятии земельного участка

Согласно п. 4 ст. 281 ГК РФ (часть первая) порядок и принудительное реквизирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможно только при назначении и перечислении денежных средств по предварительному, равнозначному возмещению.

Суммовое исчисление возмещения считается как сумма рыночной стоимости части земли и убытков, полученных при реквизировании владений у собственника (в расчет обязательно включается упущенная выгода).

Собственность земли может быть отнята у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Все зависит от того, для чьих нужд будет изъято подобное владение, выкуп осуществляется РФ, субъектом РФ или муниц. образованием.

Принятие решения об оценке «части земли» для государственных нужд (в числовом значении) производится специалистом в области оценки согласно нормативным актам, а не самим собственником. Сам же порядок оценки рыночной стоимости конкретно и четко нигде не закреплен. Таким образом, гражданин практически не имеет шансов получить «достойную» рыночную стоимость за свою землю.

Реквизирование местности для государственных и муниципальных нужд происходит не только в нашей стране. Однако, за рубежом порядок реквизирования в корне отличается от установленного «нашим» законодательством и имеет иное значение. Например, собственник имущества за границей может сам определить и доказать его рыночную цену. В РФ стоимость владений территорией земли будет определена оценочной компанией. Чтобы «не проиграть» и не остаться «в дураках» необходимо тщательно и основательно изучить данный вопрос, ведь он может коснуться любого гражданина страны.

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Версия сайта: 2.2.9

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Изъятие части земельного участка для государственных нужд

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из ст.

Изъятие части земельного участка для государственных нужд

как вы написали по сути идет нарушение законодательства а именно норм ЗК РФ- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред.

от 03.07.2018) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2018) так в силу требований, Ст.56.3 ЗК РФ (.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд) 1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Порядок изъятия земельного участка, в том числе части земельного участка, для государственных или муниципальных нужд

Согласно ст. 11.5 Земельного кодекса выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности, по заявлению участника долевой собственности.

Таким образом, при необходимости изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится раздел указанного земельного участка.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст.

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты

Недостаточное законодательное регулирование процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд подтолкнуло законодателя к его масштабной реформе. В результате с 1 апреля 2018 г.

процедура изъятия изменится. Рассмотрим новый порядок изъятия, а также выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах процесса изъятия. собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение правообладатели участков, отсутствие регистрации прав, координат характерных точек, пересечение границ и наличие споров о правах на недвижимое имущество не являются препятствиями для принятия решения об изъятии, появилась специальная процедура выявления правообладателей (ст.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

При наличии определенного решения органы гос.

власти имеют право осуществить изъятие земельного участка у его собственника. Необходимо серьезно и основательно подойти к изучению этого вопроса, так как эта норма закона может коснуться любого владельца земли. В статье 49 ЗК РФ законодательно определены основания для реквизирования.

Конфискация предусмотрена ст.

Изъятие земельного участка у собственника —, основания и нюансы

Если землевладение было залоговым имуществом его могут забрать за неуплату. Если землевладение не может принадлежать другой особе по закону.

Например, если надел унаследовал иностранный гражданин.

Конфискация, национализация или реквизиция земель.

Изъятие для потребности государства. землевладения, если оно используется с нарушениями.

Изъятие земель для государственных нужд

Изъятие, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Статья 56.3 Земельного кодекса. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории),

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора),

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя),

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки.

7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Судебная практика по статье 56.3 Земельного кодекса.

Определение от 9 ноября 2018 г. по делу А32-26261/2018 Определение от 17 июля 2018 г. по делу А57-6187/2018

«,Судебные и нормативные акты РФ»,

Понравилась статья? Поделить с друзьями: