Нормы права и нормы морали семейного права

Права человека

Моральные нормы и нормы права

Взаимоотношения между людьми регулируется системой социальных норм. Основными регуляторами общественных отношений являются нормы морали и нормы права. Права человека, генетически происходя из моральных норм, существуют как в нормах морали, так и в нормах права. Иногда и правовые документы оперируют нравственными категориями.

Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается, что люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Конвенция о правах ребенка содержит слова счастье, любовь. Семейный кодекс РФ закрепляет необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения.

Совесть, братство, счастье, любовь - эти сугубо нравственные термины, войдя в правовые нормы, не стали правовыми категориями. В огромном айсберге прав и свобод человека - как социальных норм человеческих взаимоотношений - вне правового регулирования, «под водой» находится большая часть наших прав. Каждый человек имеет право быть счастливым, право любить и быть любимым.

Однако государство отнюдь не гарантирует, не обеспечивает и не защищает право человека на счастье, на любовь. Что с того, что ст.1 Семейного кодекса РФ декларирует: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения»? Ни государство, ни какой-либо другой социальный институт не может обеспечить или защитить «чувства взаимной любви».

Любовь, как и многие другие моральные категории, отношения, нравственные права не могут быть юридически регламентированы. Например, российское законодательство признает право нетрудоспособных родителей на заботу со стороны трудоспособных совершеннолетних детей. «Забота» предполагает как материальный, так и моральный аспект: любовь, внимание, участие, общение, уважение, сострадание и т.д.

Государство обеспечит нам только видимую часть айсберга, в данных примерах признает право на вступление в брак и право основывать семью, а также право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскать с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке алименты. Однако никакой суд не взыщет моральную составляющую «заботы»: любовь, внимание, участие и т.д.

Таким образом, когда речь идет о реализации, и тем более о защите и восстановлении нарушенных прав, то нужно иметь в виду не вообще любые права человека. Следует различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, либо зафиксированные в них, но носящие нравственный смысл, от юридически признанных и защищаемых прав.

Понятие семейного права

Нормы семейного права тесно связаны с нормами морали. Многие личные отношения между супругами не регулируются правом (уборка квартиры, приобретение продуктов и т.п.). Это область морального, нравственного поведения.

К правовому регулированию относятся те личные отношения, которые слабо либо вовсе не поддаются моральному регулированию и исполнение которых влечет за собой определенные последствия, решение которых возможно только нормами права. Это - условия и порядок заключения брака, право выбора супругами фамилии при вступлении в брак, свободный выбор мужем и женой (супругами) занятий, профессий, места жительства.

Брак является основой возникновения семьи и семейных отношений, т.е. отношений не только между супругами, но и между родителями (отцом, матерью) и детьми, которые также носят личный и имущественный характер.

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей, регулируемым семейным правом, относятся:

право на воспитание детей, осуществление ухода и надзора за ними,

право определения собственного имени, отчества и фамилии детей,

право определения гражданства детей,

право определения места жительства детей,

право по обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Помимо личных неимущественных прав супруги, родители и дети имеют и имущественные права, которые регулируются только правом, а не моралью. Это, например, право супругов на совместно нажитое в браке имущество и на взаимное содержание, т.е. алиментирование.

К имущественным отношениям относятся прежде всего алиментирование, или содержание родителями детей, а также оказание в случае необходимости материальной помощи родителям со стороны детей. Кроме того, родители имеют право и обязанность управлять имуществом детей, как несовершеннолетних, так и совершеннолетних нетрудоспособных, нуждающихся в помощи.

К брачно-семейным отношениям принадлежат правоотношения, которые хотя и не связаны непосредственно с браком, но суть их состоит в воспитании и содержании детей. К ним относятся правоотношения по усыновлению (удочерению) детей, оставшихся без присмотра родителей, опека и попечительство, приемная семья.

Таким образом, семейное право - это отрасль права, регулирующая личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления.

Соотношение морали и иных социальных регуляторов.

Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.

Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено па обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

1) тем, как они формируются - стихийно или сознательно:

2) в какой форме существуют - в письменных источниках или в сознании людей,

3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм - возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением,

4) тем, какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью.

Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. (Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило переходить улицу по сигналу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует.)

Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.

Например, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать се, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии, почти повсеместно сохраняется там до сих пор. 'эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (ст. 12, п. I). а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.

Однако па практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, ",приживаемости",) в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов па действия, противоречащие этим стандартам.

Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это заповеди: ",возлюби ближнего своего, как самого себя",, ",не убий",, ",не укради",. Такие требования оставляют выбор, но пренебрежение ими признается грехом.

Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной секте Аум Сиприкё.

Нормы морали представляют собой правила поведения, сложившиеся па основе существовавших в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

Если право оценивает поступки людей по принципу ",можно - нельзя",, то мораль делает это по принципу ",хорошо - плохо",. Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утверждающих принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, ",чти отца своего и мать свою", и т.п.

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые, например принцип справедливости, означающий соразмерность наказания содеянному.

если такие нормы в Российском законодательстве, которые не соответствуют нормам морали?

При расторжении брака суд обязательно учитывает моральные стороны и качества супругов. Нельзя принять решение о лишении родительских прав без моральной оценки поведения родителей.

право консервативнее морали. Оно предусматривает только конкретные случаи, а мораль часто основывается на душевных качествах человека. Древне инские законы Ману говорят: «Злодеи думают, что их никто не видит, но их видит бог и собственная душа» . Мораль судит строже, чем право, моральные нормы дают больший простор для толкования и применения.

Строгого понятия морали не существет у каждого она своя.

Я например никому не позволяю в своем присутсвии материться, но мой муж на работе общается при помощи мата.

Нормы права и нормы морали семейного права

На сайте не работают какие-то кнопки? Отключите Адблок.

14 декабря Лайфхаки по ЕГЭ! Узнай о ловушках и упрощающих методах ЕГЭ-2018.

из школы 162 Кировского района Петербурга,

Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

В правильном ответе могут быть приведены следующие отличия права от морали:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Могут быть приведены и иные формулировки отличий, не искажающие смысла.

Нормы права и нормы морали семейного права

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами их единством, различием и взаимодействием.

Единство состоит в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции, они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в т.ч. и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

Различия социальных норм многоплановы. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм.

- по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера,

- по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в какой-либо мере локализованы, сфера их действия значительно уже,

- по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.

11.1. Понятие источника права

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Читайте также

Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, например, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и. читать подробнее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: